Ресурсный класс

Ресурсный класс с применением методов на основе прикладного анализа поведения – это образовательная модель, при реализации которой дети с РАС могут заниматься по специальной адаптированной программе и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут, включая план коррекции поведения, при участии специалистов. Ученики с РАС посещают часть уроков в ресурсном классе, а часть – вместе со своими одноклассниками в общеобразовательном классе.

В 2015 году было издано методическое руководство «Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности для детей с аутизмом в общеобразовательной школе», после чего классы и группы стали создаваться в разных регионах страны по инициативе родителей детей с РАС.

Модель рекомендована Министерством просвещения РФ (письмо Письмо Министерства образования и науки РФ №ТС-267/07 от 07.07.2017 г.) для обучения детей с РАС:


«Позволяет организовать обучение, соответствующее потребностям каждого ученика, в наименее ограничивающей среде».

Уроки для детей с РАС в дистанционном формате
Записи занятий специалистов ресурсных классов

Эти материалы созданы в помощь родителям и специалистам, которые столкнулись с необходимостью организации дистанционного обучения. Мы будем делиться своими разработками по организации и проведению групповых и индивидуальных занятий для детей с аутизмом, обучающихся в начальной школе по программам 8.2 и 8.3.

Записи уроков доступны на youtube-каналах по ссылкам.

Модель ресурсного класса эффективна, благодаря:

сочетанию, в зависимости от потребностей и возможностей, инклюзивного образования и индивидуального обучения


индивидуальному определению интенсивности поддержки в рамках индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом его потребностей и возможностей

индивидуальному сопровождению каждого ребенка тьютором во всем учебном процессе


использованию в работе учебных материалов, адаптированных в соответствии с индивидуальной программой ребенка

инклюзии – включению детей с ОВЗ в систему общего образования, что способствует их развитию в естественной среде

организация структурированной обучающей среды, адаптированной к потребностям ребенка


применению методов прикладного поведенческого анализа (АВА-терапии)


включению всех участников образовательного процесса (учителя, дети, родители, нормотипичные сверстники и их родители, администрация школы)

скоординированной работе учителей регулярных и ресурсных классов, тьюторов, логопедов, психологов, учителей физкультуры и музыки, педагогов дополнительного образования, поведенческих специалистов, методистов по инклюзии

Прикладной анализ поведения -
имеет научно доказанную эффективность при работе с детьми с РАС.

Прикладной анализ поведения (или ABA – Applied BehaviorAnalysis) – прикладная научная дисциплина, целью которой является изменение и улучшение социально-значимого поведения любого человека. Достижение этой цели происходит с помощью определения факторов, которые воздействуют на это поведение и применения стратегий, которые опираются на научные принципы и законы формирования поведения.

«У ребёнка могут сохраняться поведенческие признаки аутизма, но, тем не менее, ABA является лучшим способом улучшить навыки ребёнка и повысить качество его жизни.»

(Источник: Autism Partnership, “Recovery from Autism”)

«Такие вмешательства (на основе ПАП) эффективнее (по целому ряду исходов), чем малоинтенсивные и эклектические (не на основе ПАП)».

(Из метаисследования эффективности применяемых методик по работе с детьми с РАС - Therapies for children with ASD: Behavioral interventions update. Comparative Effectiveness Review №137 (2014)

Ресурсный класс – это модель, реализуемая в тесном сотрудничестве с государственной системой образования. На сегодняшний день общий объем дополнительных расходов на организацию обучения одного ребенка в рамках модели «Ресурсный класс» и «Ресурсная группа» составляет около 1 млн. рублей в первый учебный год.

В настоящее время в России есть только один регион, где модель «Ресурсный класс» и «Ресурсная группа» на базе прикладного анализа поведения полностью интегрирована в систему образования и практически в полном объеме финансируется за счет бюджетных средств - это Воронежская область.


На достижение такого результата потребовалось около пяти лет при поддержке администрации региона.


В других регионах модель «Ресурсный класс» и «Ресурсная группа» в настоящее время может финансироваться государством в объеме до 75% от объема дополнительных расходов на организацию обучения в рамках модели (Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург - финансируются ставки учителя и тьюторов, оснащение ресурсного класса (зоны индивидуальных и групповых занятий, зона сенсорной разгрузки, Белгородская область – дополнительно финансируются ставки кураторов).

Новости и публикации по проекту
Новости и публикации по проекту "Ресурсный класс"

КАКОЙ СВОЮ ПРОФЕССИЮ ВИДИТ САМ ТЬЮТОР? КАКИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ОН НАХОДИТ В СВОЕЙ ПРОФЕССИИ? ЧТО ПОДДЕРЖИВАЕТ ЕГО НА ЭТОМ ПУТИ?

Все эти актуальные вопросы мы адресовали тьютору Елизавете, участнику команды специалистов ресурсных классов Школы 1367 г. Москвы.
- Добрый день, Елизавета. Как долго вы работаете тьютором?
- Добрый день. Именно тьютором, я работаю полгода, хотя до тьюторства, трудилась в развивающем центре, где получила первое общение с особенными детьми.
- Скажите, пожалуйста, какой вы увидели профессию тьютора? Сложная ли она? Оправдала ли она ваши ожидания?
- Я рассматриваю профессию, как довольно не простую в психологическом плане. Но довольно интеллектуальную. Творческую. Как калейдоскоп из разноцветных стёклышек. Тут включается и внимание, и логика, и воображение, и порой, смекалка. Я на работе узнаю много нового. Здесь не скучно.
- Есть ли что не нравится в работе?
- Есть такой момент. Он связан с объемом работы, который тебе демонстрируют в начале пути. Меня это тревожит. Угнетает в каком-то смысле. Возможно, я не уверена, справимся ли мы? Но, постепенно шаг за шагом мы проходим с ребенком этот маршрут и уже в плавании не так страшно, как казалось с берега.
- Елизавета, а что является для вас источником восполнения энергии, жизненных сил?
- Слушаю музыку. Много читаю. Рисую.
- Скажите, пожалуйста, влияет ли работа на ваше внутреннее состояние? И если да, то в каком ключе?
- Я думаю, что влияет. В положительном плане. Я стала более сдержанная. Миролюбивая. Научилась смотреть на ситуацию с разных сторон. Не принимать поспешных решений.
- Скажите, а есть ли различия в обучении мальчиков и девочек?
- Нет, знания общие для всех. Но программа учащегося основывается на индивидуальных потребностях и особенностях ученика в данный момент. По отношению могу сказать, что девочки более ласковые.
- Что вас радует, что приносит удовлетворение в работе?
- Конечно же успехи ребёнка! Это такая радость. Когда потихонечку, ступенька за ступенькой появляется один навык, за ним тянется другой, третий и далее… Когда ребёнок начинает правильно отвечать на вопрос, писать букву, тихо сидеть или смотреть на доску… Ты понимаешь, что твой труд прошёл не напрасно. Ты совершил что-то хорошее. Создал что-то полезное, доброе, нужное.
- А что бы вы сказали людям, которые задумываются о такой профессии как тьютор?
- Не стоит бояться, прежде всего. Если задумываетесь, то пробуйте, идите. Тьютор – это полифоническая работа. Тут и работа с ребёнком, и работа в команде с куратором, супервизором, и индивидуальная работа над материалами к уроку. Скучно не будет!
- Спасибо, Елизавета, за уделённое время. Успехов вам в работе!
- Спасибо за пожелание. Хорошего дня!
Работа модели "Ресурсный класс" в ШКОЛА 1367 осуществляется при поддержке Ассоциация "Аутизм - Регионы"Фонд "Выход".
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фонд президентских грантов.


Made on
Tilda