Ресурсный класс

Ресурсный класс с применением методов на основе прикладного анализа поведения – это образовательная модель, при реализации которой дети с РАС могут заниматься по специальной адаптированной программе и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут, включая план коррекции поведения, при участии специалистов. Ученики с РАС посещают часть уроков в ресурсном классе, а часть – вместе со своими одноклассниками в общеобразовательном классе.

В 2015 году было издано методическое руководство «Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности для детей с аутизмом в общеобразовательной школе», после чего классы и группы стали создаваться в разных регионах страны по инициативе родителей детей с РАС.

Модель рекомендована Министерством просвещения РФ (письмо Письмо Министерства образования и науки РФ №ТС-267/07 от 07.07.2017 г.) для обучения детей с РАС:


«Позволяет организовать обучение, соответствующее потребностям каждого ученика, в наименее ограничивающей среде».

Уроки для детей с РАС в дистанционном формате
Записи занятий специалистов ресурсных классов

Эти материалы созданы в помощь родителям и специалистам, которые столкнулись с необходимостью организации дистанционного обучения. Мы будем делиться своими разработками по организации и проведению групповых и индивидуальных занятий для детей с аутизмом, обучающихся в начальной школе по программам 8.2 и 8.3.

Записи уроков доступны на youtube-каналах по ссылкам.

Модель ресурсного класса эффективна, благодаря:

сочетанию, в зависимости от потребностей и возможностей, инклюзивного образования и индивидуального обучения


индивидуальному определению интенсивности поддержки в рамках индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом его потребностей и возможностей

индивидуальному сопровождению каждого ребенка тьютором во всем учебном процессе


использованию в работе учебных материалов, адаптированных в соответствии с индивидуальной программой ребенка

инклюзии – включению детей с ОВЗ в систему общего образования, что способствует их развитию в естественной среде

организация структурированной обучающей среды, адаптированной к потребностям ребенка


применению методов прикладного поведенческого анализа (АВА-терапии)


включению всех участников образовательного процесса (учителя, дети, родители, нормотипичные сверстники и их родители, администрация школы)

скоординированной работе учителей регулярных и ресурсных классов, тьюторов, логопедов, психологов, учителей физкультуры и музыки, педагогов дополнительного образования, поведенческих специалистов, методистов по инклюзии

Прикладной анализ поведения -
имеет научно доказанную эффективность при работе с детьми с РАС.

Прикладной анализ поведения (или ABA – Applied BehaviorAnalysis) – прикладная научная дисциплина, целью которой является изменение и улучшение социально-значимого поведения любого человека. Достижение этой цели происходит с помощью определения факторов, которые воздействуют на это поведение и применения стратегий, которые опираются на научные принципы и законы формирования поведения.

«У ребёнка могут сохраняться поведенческие признаки аутизма, но, тем не менее, ABA является лучшим способом улучшить навыки ребёнка и повысить качество его жизни.»

(Источник: Autism Partnership, “Recovery from Autism”)

«Такие вмешательства (на основе ПАП) эффективнее (по целому ряду исходов), чем малоинтенсивные и эклектические (не на основе ПАП)».

(Из метаисследования эффективности применяемых методик по работе с детьми с РАС - Therapies for children with ASD: Behavioral interventions update. Comparative Effectiveness Review №137 (2014)

Ресурсный класс – это модель, реализуемая в тесном сотрудничестве с государственной системой образования. На сегодняшний день общий объем дополнительных расходов на организацию обучения одного ребенка в рамках модели «Ресурсный класс» и «Ресурсная группа» составляет около 1 млн. рублей в первый учебный год.

В настоящее время в России есть только один регион, где модель «Ресурсный класс» и «Ресурсная группа» на базе прикладного анализа поведения полностью интегрирована в систему образования и практически в полном объеме финансируется за счет бюджетных средств - это Воронежская область.


На достижение такого результата потребовалось около пяти лет при поддержке администрации региона.


В других регионах модель «Ресурсный класс» и «Ресурсная группа» в настоящее время может финансироваться государством в объеме до 75% от объема дополнительных расходов на организацию обучения в рамках модели (Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург - финансируются ставки учителя и тьюторов, оснащение ресурсного класса (зоны индивидуальных и групповых занятий, зона сенсорной разгрузки, Белгородская область – дополнительно финансируются ставки кураторов).

Новости и публикации по проекту
Новости и публикации по проекту "Ресурсный класс"

КАКОВА ПРОФЕССИЯ ТЬЮТОРА ИЗНУТРИ? ЧТО ПОДВОДИТ ЧЕЛОВЕКА К ЭТОМУ ПУТИ? ЧТО ВДОХНОВЛЯЕТ ЕГО В РАБОТЕ? ЧТО НЕ НРАВИТСЯ?

На эти вопросы мы попытались ответить вместе с замечательным профессиональным тьютором Верой, участником команды специалистов ресурсных классов Школы 1367 г.Москвы, которая уже более пяти лет помогает детям с РАС обрести уверенность в себе, наставляет и обучает.
- Добрый день, Вера. Я знаю, что у вас за плечами достойный стаж работы тьютором. Два с половиной года тьютором и более пяти лет работы с детьми с РАС. А что вас всё-таки привлекло и увлекает до сих пор в этой работе?
- Добрый день. Отвечая на ваш вопрос, хочу сказать, что желание и интерес к работе с необычными детками во мне зародился ещё в восьмом классе. Я просто последовала за своим призванием и не разочаровалась. Профессия сложная. Эмоционально, в первую очередь. Но, она и интересная. Это как собирать кубик-рубик или пазл из 500 или 1000 деталей. Сложно? Да. Увлекательно? Да.
- Ваша работа как-то повлияла на ваше личностное развитие, внутренний потенциал?
- Безусловно. Я по-иному стала смотреть на общение, на воспитание. Стала более спокойнее, сдержаннее. Работа как-то собирает тебя в кучку, делает более дисциплинированной. Воспитывает, в хорошем смысле этого слова.
- Есть ли что-то, что не нравится в работе?
- Шумно бывает.
- Как справляетесь с переутомлением, усталостью?
- Удивительно, но я с переутомлением практически не сталкиваюсь. У меня не срабатывает этот перенос. Я успешно переключаюсь, работа это работа, отдых это отдых. Тем более работа не 24 на 7. Хватает время и на хобби. Обожаю рисовать. Один из моих способов медитации.
- Что вам нравится в профессии, что вдохновляет?
- Конечно, результаты проделанной работы! Осознание того, что твой труд прошёл не напрасно, не просто так! Это очень круто вдохновляет! Когда ребёнок, к примеру, научился самостоятельно мыть руки или, к примеру, может самостоятельно дойти до столовой и пообедать. И таких моментов очень много. И они окрыляют! Это поистине благодарная работа, и это громадная радость!
- Вера, а можно один нескромный вопрос? Есть ли у вас любимчики в классе? Я знаю, что проходят ротации тьюторов и, возможно, бывают дети, с которыми вам проще наладить отношения?
- Нет, - и Вера улыбнулась. Все нравятся по-своему. Кто-то просит больше поиграть с ним, кто-то поговорить. У кого-то с математикой ОК, у кого-то с выполнением инструкций. Я отношусь в равной степени внимательно ко всем нашим детям. У каждого свои изюминки.
- А есть ли своя специфика в обучении мальчиков или девочек?
- Нет. Абсолютно никакой. Здесь определяющий фактор не пол, а личность. Индивидуальность. Мотивация. Потребности. У меня был случай, когда мальчику и девочке нравились поезда. И они здорово вместе на переменках играли.
- Хотела ещё напоследок узнать, бывали ли у вас какие-то курьёзные случаи на работе?
- Да, конечно, бывают. Дети частенько говорят забавные слова. Рождаются неологизмы. Не осознанно, но очень в тему что-то говорят. Вот странно, эмоцию эту помню, а вот пример привести не могу. Надо за ними записывать! Бывает очень смешно!
- Вера, а что бы вы сказали молодым творческим людям, которые задумываются над профессией тьютора?
- Самое главное, не надо бояться! Бытует такое предубеждение, шаблон, что дети с особенностями агрессивные. Это не так! А если, вдруг, и случаются моменты, то для этого существуют кураторы, супервизоры, которые нивелируют это нежелательное поведение. Мы в ресурсном классе вместе работаем в одной команде!
- Вера, Спасибо Вам Большое за уделённое время!
- Спасибо и вам. Хорошего дня!
Работа модели "Ресурсный класс" в Школе № 1367 осуществляется в том числе при поддержке Группа «Ассоциация "Аутизм - Регионы"» при участии Фонд "Выход" и Фонд президентских грантов.
#ресурсныйклассрегионы #поддержкаинклюзиирегионы #аутизмрегионыродителям
#внашихсилах #аутизмрегионы #ресурсныйкласс
#учимсявместе #ресурсныйкласс1367



Made on
Tilda