Новости и публикации по проекту "Время перемен"

Самостоятельно обучаюсь – наша цель

Интервью с одним из супервизоров проекта "Время перемен" - Натальей Иншаковой, ВСаВА

- Здравствуйте, Наталья. Очень рады, что нам удалось задать Вам несколько вопросов. Уверены, что эта информация будет полезна и специалистам, и родителям, которые взаимодействуют с учащимися с расстройствами аутистического спектра.
- Наталья, как вы считаете, с учётом Вашего опыта, так ли важно организовать среду во время занятий для детей с расстройствами аутистического спектра?
- Это необходимо. Если уютно, гораздо приятнее учиться и работать. Но это всё лирика. Основное – это функциональное зонирование. Где ничего не отвлекает от главного. Потому что это среда, в которой дети и специалисты находятся по восемь и более часов.
- А какими способами достигается функциональное зонирование?
- Существуют структурированные системные зоны, которые выполняют задачи обучения. К примеру: общая зона, игровая, простое сугубо индивидуальное зонирование один на один, социально-бытовая зона и тд.
- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о зонах?
- К примеру «Общую зону» можно трансформировать. В неё включены: зона творчества, зона эмоционального регулирования, календарь.
Зона творчества подразумевает выставку детских работ. Важно чтобы их работы видели другие! Это социальное одобрение! Дети обращают на это внимание: это их достижения, успехи, это учит их делиться положительными эмоциями, что повышает мотивацию и самооценку ребенка. Выставка – это гордость для детей и родителей. «Мой рисунок взяли на выставку!», «Я умею рисовать!», «Я люблю рисовать!».
Зона регуляции управления сиюминутным эмоциональным состоянием. Лея Кайперс, американский эрготерапевт, имеющая огромный опыт работы в общеобразовательных школах, разработала особый метод – «Зоны регуляции». Это когнитивно-поведенческий подход, помогающий учащимся осознать свои эмоции и научиться самостоятельно регулировать своё состояние. Зоны регуляции представлены в виде наглядного плаката с распределением наиболее типичных эмоций и состояний по цветам, также визуальными вариантами, как вернуть себя в Зеленую зону.
Зоны можно сравнить с сигналами светофора. Зелёная зона – зелёный свет, рабочее, бодрое состояние, можно смело двигаться вперед в учебе. Жёлтая зона – внимание, ты испытываешь раздражение или тревогу. Красная зона – стоп! А синяя зона – как дорожный знак «зона отдыха» для восстановления сил и перезагрузки. Дети учатся понимать, что их негативные эмоции – это не плохо, а быть в зелёной зоне – не всегда обязательное требование. Например, если ребенок радуется или грустит, их чувства оправданы и уместны в той или иной ситуации. Но жёлтая зона на уроке – это повод принять меры для помощи ученику.
- Визуальные стратегии помогают в решении поставленных задач?
- Конечно. Мы структурируем среду посредством внедрения визуальных стратегий, индивидуальных и групповых. Визуальные стратегии, это не просто цвета и картинки . Оформление визуальных досок помогает держать информацию в голове. Через систему повторений. Спонтанная минута и мы можем повторить у доски. Стратегии перед глазами. Обобщаем в маленьких группах во фронтальных занятиях. Короткие блоки повторения, которые происходят регулярно. Это помогает учащимся. Наглядный стенд, который несёт эмоциональную нагрузку и обучающую, закрепляющую.
- Наталья, есть ли у организации зон ещё какие-то задачи, помимо вышеперечисленных?
- Сверхзадача в организации пространства обучения – по максимум НАУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ! Дети с аутизмом нуждаются в частой обратной связи. Они привыкают, что всё время есть помощь (тьютор или родитель), и им всегда подскажут. Наша сверхзадача - построение такой системы, при которой произойдёт включение индивидуальной самостоятельности ученика. Как это может выглядеть? На полках в определённом порядке стоят контейнеры в которых находятся индивидуальные задания от простого к сложному. Стол, где уже заготовлены пособия и зона визуального индивидуального расписания. Множество функциональных рутин! Всё это для того, чтобы убрать посредника в обучении. Чтобы обучение стало происходить самостоятельно, естественным образом.
- Какие рекомендации вы бы могли дать родителям в организации среды дома?
- Дети зависят от родителя. У родителя часто нет времени. Он торопится. И по умолчанию родитель даёт подсказки. Поэтому структурированное индивидуальное зонирование нужно и дома, чтобы ребёнок с РАС научился распоряжаться своим временем и ориентироваться в пространстве самостоятельно! К примеру: стол для занятий, где размещено заранее составленное расписание деятельности, и презентация задания на основании которого он может что-то самостоятельно сделать (собрать пазл, разукрасить),также важно определить место для размещения финишных результатов самостоятельной деятельности. Ну и место и время получения вознаграждения за самостоятельность должно быть определено заранее! Так ребенок научится работать с удовольствием!
Игровое пространство снабженное визуальными подсказками можно продлить и на всю квартиру, например в кухне сделать памятки по шагам для приготовления простых вещей (налить себе воды, сделать чай, бутерброд, размешать сахар). Родитель может помочь обеспечить самостоятельность в выборе деятельности. В будущем это научит ребёнка самостоятельно проводить досуг, своё домашнее время.
- Наталья, благодарим вас за уделённое время! Желаем Вам успехов в вашей профессиональной деятельности, новых находок, интересных идей!
- Спасибо. До свидания.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Made on
Tilda