Новости и публикации по проекту "Время перемен"

Социально-бытовые навыки в школе для учащихся с РАС

Сегодня мы беседуем с экспертом по развитию социально-бытовых навыков Гончаренко Марией.
- Добрый день, Мария. Спасибо за уделённое время! Расскажите, пожалуйста, что подразумевается под понятием «Социально-бытовые навыки»? Что к ним относится?
- Две составляющие: социальные навыки и бытовые навыки. Бытовые навыки – это умение ухаживать за собой (гигиена), за одеждой, за домом. Это умение принимать пищу, готовить, определять съедобные/несъедобные продукты, определять чистое/грязное. Социальные же навыки - очень связаны с адаптацией в обществе. Это умение контактировать с людьми, умение выполнять поручения, пользоваться общественным транспортом. Социально-бытовые навыки, конечно, зависят от возраста, от потребностей человека. Для кого-то это самостоятельность в более взрослом возрасте, а для кого-то умение справляться со своей профессиональной деятельностью. В AFLS описано большое количество навыков. Кстати, скоро AFLS выходит на русском языке.

- Мария, опираясь на ваш значительный опыт, почему учащимся с РАС так важно работать над социально-бытовыми навыками?
- Просто потому, что это эти навыки самостоятельно очень плохо формируются. Ученик с РАС не всегда может научится путём наблюдения, копирования, анализа поведения других людей.

- Скажите, пожалуйста, какие могут существовать трудности в освоении навыков?
- Если сложный навык, тем сложнее в обучении. Но существуют и общие трудности в освоении социально-бытовых навыков:
* Сенсорное неприятие. Повышенная/пониженная чувствительность к раздражителю (слух, обоняние и тд).
* Сравнение с образцом. Много абстрактных понятий. К примеру: дежурство. Достаточно ли чистый пол? Где протирать до того, пока будет чистый? Абстрактные понятия, связанные с контекстом, с ситуацией трудны.
* Коммуникативный барьер. Обратится с просьбой о помощи и тд.
* Учащемуся с РАС трудно удерживать в голове цепочки поведения, которые необходимы для усвоения социально-бытовых навыков. Планирование.

- Как вы считаете, освоение навыков лучше происходит в групповом или индивидуальном формате обучения?
- В групповом эффективнее. Ведь цель социально-бытовых навыков, это как можно меньшее участие тьютора или любого человека. Выполнять фронтальные инструкции. Чтобы учащиеся с разными людьми могли взаимодействовать. А в будущем, человек с РАС мог заниматься самостоятельно трудовой деятельностью. Самостоятельно существовал! Самостоятельно работал! И мы должны к этому стремится.

- Мария, скажите, пожалуйста, что нужно, чтобы организовать работу над навыками в школе? Какими методиками вы пользуетесь?
- Мы используем ПАП. Прикладной Анализ Поведения. Это наука о поведении человека, внутри которой огромное количество методов. Это формула, по которой мы анализируем поведение и выстраиваем на основе анализа поведения новые навыки. В школе необходимы: помещение + оснащение + время для занятий. К примеру, для навыка приёма пищи – столовая и подготовленный персонал; для навыка приготовления пищи – максимально насыщенная среда того, что встречается; предтрудовые навыки – специальный персонал, специфическое оснащение.

- Мария, благодарим вас за уделённое время! Спасибо вам! Успеха вашим делам!
- Пожалуйста. И вам всего хорошего.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов
Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Made on
Tilda