Ресурсный класс

Ресурсный класс с применением методов на основе прикладного анализа поведения – это образовательная модель, при реализации которой дети с РАС могут заниматься по специальной адаптированной программе и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут, включая план коррекции поведения, при участии специалистов. Ученики с РАС посещают часть уроков в ресурсном классе, а часть – вместе со своими одноклассниками в общеобразовательном классе.

В 2015 году было издано методическое руководство «Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности для детей с аутизмом в общеобразовательной школе», после чего классы и группы стали создаваться в разных регионах страны по инициативе родителей детей с РАС.

Модель рекомендована Министерством просвещения РФ (письмо Письмо Министерства образования и науки РФ №ТС-267/07 от 07.07.2017 г.) для обучения детей с РАС:


«Позволяет организовать обучение, соответствующее потребностям каждого ученика, в наименее ограничивающей среде».

Уроки для детей с РАС в дистанционном формате
Записи занятий специалистов ресурсных классов

Эти материалы созданы в помощь родителям и специалистам, которые столкнулись с необходимостью организации дистанционного обучения. Мы будем делиться своими разработками по организации и проведению групповых и индивидуальных занятий для детей с аутизмом, обучающихся в начальной школе по программам 8.2 и 8.3.

Записи уроков доступны на youtube-каналах по ссылкам.

Модель ресурсного класса эффективна, благодаря:

сочетанию, в зависимости от потребностей и возможностей, инклюзивного образования и индивидуального обучения


индивидуальному определению интенсивности поддержки в рамках индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом его потребностей и возможностей

индивидуальному сопровождению каждого ребенка тьютором во всем учебном процессе


использованию в работе учебных материалов, адаптированных в соответствии с индивидуальной программой ребенка

инклюзии – включению детей с ОВЗ в систему общего образования, что способствует их развитию в естественной среде

организация структурированной обучающей среды, адаптированной к потребностям ребенка


применению методов прикладного поведенческого анализа (АВА-терапии)


включению всех участников образовательного процесса (учителя, дети, родители, нормотипичные сверстники и их родители, администрация школы)

скоординированной работе учителей регулярных и ресурсных классов, тьюторов, логопедов, психологов, учителей физкультуры и музыки, педагогов дополнительного образования, поведенческих специалистов, методистов по инклюзии

Прикладной анализ поведения -
имеет научно доказанную эффективность при работе с детьми с РАС.

Прикладной анализ поведения (или ABA – Applied BehaviorAnalysis) – прикладная научная дисциплина, целью которой является изменение и улучшение социально-значимого поведения любого человека. Достижение этой цели происходит с помощью определения факторов, которые воздействуют на это поведение и применения стратегий, которые опираются на научные принципы и законы формирования поведения.

«У ребёнка могут сохраняться поведенческие признаки аутизма, но, тем не менее, ABA является лучшим способом улучшить навыки ребёнка и повысить качество его жизни.»

(Источник: Autism Partnership, “Recovery from Autism”)

«Такие вмешательства (на основе ПАП) эффективнее (по целому ряду исходов), чем малоинтенсивные и эклектические (не на основе ПАП)».

(Из метаисследования эффективности применяемых методик по работе с детьми с РАС - Therapies for children with ASD: Behavioral interventions update. Comparative Effectiveness Review №137 (2014)

Ресурсный класс – это модель, реализуемая в тесном сотрудничестве с государственной системой образования. На сегодняшний день общий объем дополнительных расходов на организацию обучения одного ребенка в рамках модели «Ресурсный класс» и «Ресурсная группа» составляет около 1 млн. рублей в первый учебный год.

В настоящее время в России есть только один регион, где модель «Ресурсный класс» и «Ресурсная группа» на базе прикладного анализа поведения полностью интегрирована в систему образования и практически в полном объеме финансируется за счет бюджетных средств - это Воронежская область.


На достижение такого результата потребовалось около пяти лет при поддержке администрации региона.


В других регионах модель «Ресурсный класс» и «Ресурсная группа» в настоящее время может финансироваться государством в объеме до 75% от объема дополнительных расходов на организацию обучения в рамках модели (Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург - финансируются ставки учителя и тьюторов, оснащение ресурсного класса (зоны индивидуальных и групповых занятий, зона сенсорной разгрузки, Белгородская область – дополнительно финансируются ставки кураторов).

Новости и публикации по проекту
Новости и публикации по проекту "Ресурсный класс"

Учитель ресурсного класса, кто он?



Эти вопросы мы адресовали Марии Александровне, учителю ресурсного класса.
- Здравствуйте, Мария Александровна. Спасибо, что уделили нам время. Расскажите, пожалуйста, поподробнее, чем вам приходиться заниматься?
- Здравствуйте, в спектр моих обязанностей входит:
- ИОМ (составление индивидуального
образовательного маршрута ребёнка),
- ИКРМ (индивидуальный коррекционно-
развивающий маршрут),
- Взаимодействие со школьными учителями,
родителями,
- Ведение фронтальных уроков,
- Ведение дефектологических уроков,
- Ведение кружков,
- Наблюдение за индивидуальной работой
тьюторов,
- Контроль и организация учебного процесса в
целом
- Ого! Это достаточно большой спектр обязанностей! Как вы всё успеваете? Что помогает вам эффективно работать?
- Да, действительно, объём работы и ответственность большая! Нужно всё держать в голове! Кто что должен делать, где ученик, с кем, учитывать нежелательное поведение, учитывать заболевшего тьютора и прочие возникающие ситуации. Во-первых, помогает правильная, системная организация. Чёткое распределение обязанностей. Кто за что отвечает? Это основа всего. Во-вторых, работа команды.
– Можно поподробнее о команде?
- Конечно. После распределения обязанностей, наступает личностная ответственность каждого отдельного специалиста. И если специалист профессионал, обязательный, понимающий свою роль и значение в общем деле, то тут начинается качественная и эффективная работа. А если работа хороша, то появляется доверие. Когда появляется доверие, то уже меньше переживаешь, меньше растрачиваешь силы. Благодать, что ребята у нас все замечательные! Исполнительные. Надёжные! На них можно положиться! А ещё у нас команда дружная. Выручаем друг друга. У нас даже есть негласный девиз: «Один за всех и все за одного!» Всё-таки очень ценна сплочённость и взаимовыручка в команде.
– Мария Александровна, какими качествами по вашему мнению должен обладать учитель ресурсного класса?
- Терпением. Спокойствием. Уметь логически мыслить. В принципе, при любой внештатной ситуации всегда есть алгоритм базовых действий, есть поведенческие планы.
– Чем работа учителя ресурсного класса отличается от работы школьного учителя?
- Группы по –другому образуются. Не по возрасту, а исходя из уровня навыков учеников. Другие учебники. Индивидуальная программа.
- На сколько нам известно, на рынке труда такой профессии пока не существует. Чтобы вы добавили в подготовку таких специалистов?
- Необходим опыт работы с детьми, опыт работы с поведенческой моделью АВА, дефектологическое образование.
- Спасибо большое, Мария Александровна за такое основательное, детальное интервью. Мы думаем оно многим пригодится.
- Спасибо и вам. Желаю удачи!
Работа модели "Ресурсный класс" в ШКОЛА 1367 осуществляется при поддержке Ассоциация "Аутизм - Регионы"Фонд "Выход".
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фонд президентских грантов

Made on
Tilda