Новости и публикации по проекту "Время перемен"

Инклюзивная коммуникативная группа

Чтобы поговорить об инклюзивной коммуникативной группе мы обратились к одному из вдохновителей и создателей таких групп в нашей школе - Марии Александровне, учителю ресурсного класса ГБОУ №1367.
- Здравствуйте, Мария Александровна. Спасибо, что уделили время. Расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания ИКГ?
– Здравствуйте. Идея зародилась в конце мая 2020 года, когда я заполняла данные по ABLLS-R! Я обнаружила, что некоторые навыки, связанные с коммуникацией совсем не развиты или развиты крайне мало. Я задумалась. Как можно помочь ребятам с РАС подтянуть навыки коммуникации? Ведь на переменах не всегда получается построить конструктивный диалог, в основном - обрывки, кусочки и перемена закончилась. Во время же школьных занятий учащиеся с РАС чаще обращаются к тьюторам, а не к своим одноклассникам при возникновении какой-либо ситуации (нет ластика или карандаша нужного цвета). Получается, что коммуникация происходит, но с минимальным общением, отсутствием диалога. Ученики с РАС скорее не знают, как вступить в диалог со сверстником социально-приемлемым способом. Поэтому их попытки не эффективны и заканчиваются часто выбором более удобного взрослого для построения общения.
- Очень интересные наблюдения и выводы! Как же вы нашли выход в сложившихся обстоятельствах? Как подтолкнули ребят к диалогу?
- Идея создания образовательной модели без тьютора, без взрослого пришла почти сразу. Определённая модель обучения, при которой ученик с РАС будет проявлять инициативу, самостоятельность, настойчивость в построении качественного диалога. Создавая обусловленность для участников ИКГ, ученику с РАС предоставляются уникальные возможности к построению разнообразных коммуникативных цепочек. Он ищет возможности для диалога! У него высокая мотивация. Постепенно учащиеся с РАС начинают выстраивать коммуникативные траектории. Ширятся их базовые, а также функциональные, эмоциональные, профессиональные коммуникативные навыки. Также в ИКГ присутствует не только межличностная, но и групповая коммуникация. Ребята получают навыки взаимоотношений и сотрудничества в команде, где я могу сделать что-то полезное для всех членов группы. Я что-то могу попросить у сверстника, чего, допустим, у меня нет, узнать о чём-то важном для меня, выполнить что-то для сверстника и тд. Возрастает личностная самооценка участников, так как они чувствуют себя успешными. Психоэмоциональный фон меняется из тревожного-беспокойного, где меня могут обидеть, на спокойный, не напряжённый, в каких-то моментах радостный.
– Как замечательно! Мария Александровна, а скажите пожалуйста, по каким критериям Вы выбирали учеников в группы?
- В настоящее время я веду две Инклюзивные Коммуникативные Группы. В каждой группе объединены учащиеся с РАС и учащиеся из обычной начальной школы. Учащиеся с РАС попали в группу из-за уже сформировавшегося хорошего понимания обращённой речи, а также их речь понятна окружающим. Ученикам интересно общение, то есть общение выступает здесь как мотивация, а не принуждение. Они сами инициируют общение. Умеют задавать вопросы. К примеру, у нас в группе есть девочка, которой интересны дети. Она много задаёт вопросов по поводу ребят. Какие у девочек прически? Что нарисовано на рюкзаке? Что делает Настя, кого лепит, почему и так далее.
– Мария Александровна, расскажите, как прикладной анализ поведения помог в построении концепции, целей и задач ИКГ?
- ПАП задаёт вектор. Это основа. К примеру, чтобы учащиеся с РАС могли целесообразно двигаться перед нами стояли задачи: снять барьеры (тревожность, беспокойство, напряжение) при общении, выстроить базовые и далее расширять коммуникативные цепочки, повысить инициативность, личностную успешность, уверенность, а также сформировать навыки командной работы. Большая наша цель, чтобы сформированные навыки ребята с РАС смогли перенести в естественную среду для полноценного общения! Соблюдение правил группы поддерживается ПАП, мы подкрепляем поведение, которое описано в правилах. Например, если дети сидят тихо и вежливо просят у друг друга что – либо они получают жетоны или если они предлагают свою помощь кому-то. К примеру: Дружелюбная атмосфера. Сидим тихо, спокойно. Никто не ругается. Не кричит. Не бегает. Не трогает другого без его согласия. Учимся быть вежливыми. Учимся ждать. Не берём чужие вещи и тд.
- Расскажите, пожалуйста, о структуре занятий? Из каких этапов состоят?
- Между собой соревнуются две команды, которым нужно собрать по 10 жетонов. Подключаем, конечно, мотивацию, которая связана и с творческой, и с познавательной, и с развлекательной деятельностями, которые востребованы всеми детьми. Обычно в начале у нас Приветственный Круг, потом Диалоги, в процессе можем наращивать Диалоги, а во второй части Творческая Поделка. Творческие поделки у нас из различного материала, так интереснее! Не ограничиваем свою фантазию. И макароны, и семечки и другие подручные материалы. Дети обращаются друг к другу за помощью, чтобы вместе собрать нужное количество жетонов. К примеру: «Слепи для Вероники цветочек, раскрась Нюшу для Серёжи, вырежи для Насти круг и тд».
– Мария Александровна, интересно ли ученикам из обычной школы в Инклюзивной Коммуникативной Группе? Что вы им предлагаете, чем привлекаете?
- Во-первых, занятия интересны, они мотивационные. Мы их тщательно продумываем и выстраиваем на основании образовательных данных учащихся, чтобы они были по возрасту, по навыкам и умениям и в тоже время давали что-то новое. Кроме получения знаний, школьники развивают и мелкую моторику, и фантазию, и эмоциональный интеллект. А также у них формируются soft skills. Это так называемые «гибкие навыки», которые сейчас очень востребованы. Это: креативность, умение нестандартно мыслить, работа в команде, высокая коммуникабельность, стрессоустойчивость, возможность находить общий язык с разными людьми. Обучаться самому и обучать другого. Ну, и самое важное, я считаю, это дружба! Дети сдружились! Они ждут того, кто не пришёл. Сожалеют, что кто-то заболел. Жалко, что Насти нет… Это очень трогательно… Так по-настоящему… Живой организм! Где поощряется забота друг о друге, где процветает уважение друг к другу, где раскрываются как бутоны способности и таланты, где каждый может помочь, может сделать что-то полезное для всех, где учитывается ценность и самость каждого. Ребёнок знает, что его тут не обидят, что его ждут! Радуются, что он пришёл! Наверное, это и значит стать успешным и счастливым.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Made on
Tilda