Новости и публикации по проекту "Время перемен"

Что делает тьютор, когда у его подопечного перемена?

Давайте подробнее разберемся с этим вопросом при помощи тьютора ресурсной зоны Юлии Шишминцевой.

В рамках проекта «Время перемен» работе тьюторов вне уроков уделяется большое внимание, ведь это естественная возможность создать условия для социализации и адаптации учеников ресурсных классов. По сути, это своеобразная коммуникативная прослойка между индивидуальными занятиями и уроками в ресурсном и общеобразовательном классах.

Тьютор - один из ключевых участников команды специалистов, который большую часть времени проводит непосредственно с ребенком, выполняя при этом «теневую» роль помощника и наставника. Он не делает все за ребенка, а «выходит из тени» в нужный момент, чтобы ребенок сначала с помощью, но впоследствии самостоятельно справлялся с поставленной задачей. Уровень поддержки ребенка, особенности его коммуникации, применяемые визуальные материалы – тьютор действует планомерно и последовательно в рамках индивидуальной программы ребенка и его поведенческого плана, разработанного при участии специалистов по прикладному анализу поведения.

Если мы будем рассматривать роль тьютора с позиции реализации конкретных прикладных и социально-значимых целей по развитию навыков детей, то можно выделить две основные составляющие:

1) С точки зрения минимизации основных дефицитов в социальной коммуникации и взаимодействии школьная перемена и есть то место, где разворачивается основной фронт работы тьютора.
Что же можно сделать? Выйти на перемену в рекреацию к классу, где учится ребенок с РАС и поработать над навыками проведения досуга. При этом есть больше количество вариантов, что именно делать – все зависит от ребенка, целей в текущий момент времени, предпочтений и зон развития: поиграть в настольные игры типа лото, «Activity», «Доббль», собрать вместе с кем-то из сверстников пазл, подвижные игры – например, догонялки, можно присоединиться к игре ребят на перемене, в конце концов просто посидеть рядом с кем-то и посмотреть как он/она играют в игру, например, на смартфоне. Так завязываются знакомства и в следующий раз ребенка с РАС уже узнают его сверстники, здороваются с ним в коридоре или в столовой, радуются, когда он приходит на урок в общий класс и занимается вместе с другими детьми.

2) С точки зрения максимизации функциональной самостоятельности тьютор помогает приобретать адаптивные навыки, которые навыки относятся к дефицитным для детей с РАС (Matson, Dempsey, & Fodstad, 2009), а также навыки самопомощи (White, Scahil, Khin, Koenig, & Volkmar, 2007).

Что можно сделать? На школьной перемене, в живой среде, где уже есть положительный опыт взаимодействия с нормотипичными одноклассниками, тьютор может работать с навыком просьбы, создавать ситуации, где ребенок сможет попросить помощи у сверстника, например, – налить воду в кулере, помочь донести материалы к уроку.

Перемена во время завтрака/обеда – это также источник моделинга из естественной среды: дети моют руки, заходят в столовую, берут подносы и столовые приборы и ждут очереди на раздаче еды, после – убирают за собой. Наглядно и с необходимой по ситуации помощью тьютора делать это ребенку РАС с каждым разом все проще. Кроме того, для некоторых детей по согласованию с родителями создаются ситуации похода в школьный буфет на перемене для покупки еды – отличный способ создать коммуникативную ситуацию с персоналом школы.

Еще один вариант работы тьютора – это время в раздевалке после окончания уроков. Нормотипичные сверстники часто сами инициируют общение или задают вопросы ребенку или тьютору – в последнем случае можно помочь создать диалог, подсказав, как правильно обратиться к ребенку с РАС, как оформить фразу проще, как дождаться ответа и отреагировать, чтобы создать усиление для последующих коммуникативных инициатив. Также можно смоделировать ситуацию помощи в застегивании/расстегивании пуговицы, молнии, если у ребенка с РАС есть такие сложности- обычно нормотипичные сверстники охотно откликаются на такие просьбы.

Обучение в школе дает ребенку возможность получать как знания и навыки, так и ценный опыт общения со сверстниками. При этом школьная перемена это та самая среда, где можно создать разнообразные обучающие ситуации «включения», то есть инклюзии и ребенка с РАС, и нормотипичного сверстника. Перемена – источник «живой» инклюзии, а толерантность и здоровый социум – то, о чем можно не просто говорить, а делать в рамках школьной инклюзии здесь и сейчас.

К сожалению, текущая эпидемиологическая обстановка не дает в полной мере реализовать все перечисленные виды деятельности и ряд моментов пока можно реализовать в настоящее время только в пределах класса, где учится ребенок. Тем не менее, работа специалистов не останавливается и максимально гибко подстраивается под существующие реалии, сохраняя основные цели и задачи по социальной адаптации детей с РАС.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Made on
Tilda