Новости и публикации по проекту "Время перемен"

Адаптивная физическая культура в процессе реабилитации и социальной интеграции детей с аутизмом

Сегодня мы берем большое интервью у Акимушкина Владимира Ивановича, учителя физкультуры в ГБОУ г.Москвы «Школа №1367»

Владимир Иванович, здравствуйте!
- Здравствуйте!
Расскажите, как давно вы начали заниматься с детьми с аутизмом? Какой у вас опыт?
- 5 лет назад. В нашей школе 8 детей с аутизмом начали обучение по модели «Ресурсный класс». Тогда я впервые столкнулся в работе с особыми детьми. Я был одним из первых учителей в нашей школе, к кому на урок пришел ребенок с РАС, так как урок физкультуры отлично подходит для того, чтобы начать процесс включения ребенка с аутизмом в обучение со сверстниками. Потом в течение двух лет были занятия по адаптированному тхэквондо. В конечном итоге это привело к созданию группы «Адаптивная физкультура для детей с РАС» в Школе 1367.

- Интересно, как начинался процесс тренировок? Что, на ваш взгляд, получалось у вас в работе с детьми с аутизмом?
- После первых тренировок стало понятно, в каком направлении двигаться, и был готов план работы для каждого ребенка. И на удивление, получилось наладить контакт, расположить к себе детей. С кем-то это получилось быстро, с кем-то процесс занял время. Получилось создать позитивную атмосферу на занятиях. Я старался, чтобы общение со мной было позитивным и радостным, превратить занятие в веселую игру, без ущерба для приобретения навыков. Это требует больших затрат энергии, но это и непередаваемое удовольствие - видеть, как дети, у которых проблемы с визуальным контактом, с выполнением инструкций, с радостью спешат на урок, на тренировку, ждут новых заданий, включаются в процесс. А после занятий обнимают тренера и улыбаются. Улыбка ребенка с аутизмом дорогого стоит.

- Получается, что с самым сложным, с установкой контакта и налаживанием сотрудничества вы справились, были ли еще какие-то сложности у вас?
- До первого знакомства с детками с РАС у меня было представление, что все дети с аутизмом одинаковые, но на деле это оказалось совсем не так. Я имею в виду не уровень развития моторики, физическую подготовленность и возраст, АФК в любом случае предполагает, что у каждого ученика свои актуальные задачи для работы. Я понял, что у каждого ребенка с аутизмом свой характер, свои особенности и предпочтения, соответственно, к каждому пришлось искать подход отдельно и для каждого индивидуализировать план включения в работу группы. Здесь помог опыт работы учителем физкультуры, на самом деле с нейротипичными детками тоже часто приходится подбирать разные ключи и подходы. Я часто повторяю: «Дети с аутизмом – в первую очередь дети, а свои особенности есть у каждого ребенка».

- Что же такое АФК, что из себя представляет?
- АФК – адаптивная физическая культура, в работе с детьми с аутизмом ставит целью в первую очередь поддержание и увеличение их физической активности. В основном включает физические упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, равновесия и координации, гибкости, силы и выносливости мышц, аэробные упражнения, также в работе используются игры, приемы дыхательной гимнастики и релаксации.

- Очевидно, что занятия АФК очень полезны. Расскажите подробнее, почему эти занятия так необходимы детям с аутизмом?
- Я думаю, нет смысла говорить о пользе физической активности. Все знают, что физические нагрузки укрепляют здоровье, повышают иммунитет, улучшают работу сердечно-сосудистой и нервной системы, нормализуют сон, повышают настроение и устойчивость к стрессам.
Все это очень актуально и для детей с РАС. И список можно продолжать: развивается крупная и мелкая моторика - как следствие речевые навыки, улучшаются гибкость и координация – как результат развивается образ своего тела, и значит навык произвольных движений.
Но у деток с РАС, ввиду их малой активности и стереотипности движений часто слабо развит мышечный каркас и нарушена координация движений. И тогда наша задача сначала мышцы разбудить и научить – выработать правильную, хотя бы приближенно, технику, другими словами – адаптировать.

- Какие ещё навыки, кроме физического развития тренируются? Можем ли мы сказать, что АФК способствует повышению качества жизни детей с РАС?
- Несомненно. При регулярных занятиях у детей
- развивается способность к имитации и выполнению инструкций
- повышается концентрации внимания и способность к переключению
- развиваются навыки самостоятельности, навыки игры
- ребенок научается методам, помогающим ему успокоиться в стрессовые моменты
- снижается тревожность, проявления нежелательного и стереотипного поведения
Можно смело считать занятия физкультурой и организованную физическую активность необходимой частью любого комплекса развития и реабилитации ребенка с РАС.

- Заниматься АФК можно индивидуально и в группе. Расскажите, какие возможности ребёнку с аутизмом дает групповое занятие АФК?
- Работа в группе позволяет решать дополнительные задачи: развитие навыков коммуникации, коллективного взаимодействия, умения работать в команде, выполнения инструкций учителя. Групповые занятия также являются местом тренировки, адаптации детей с РАС к полноценному включению в обучение в общих классах со своими сверстниками, и не только на уроке физкультуры.
Поэтому, сложно сказать, что лучше. На мой взгляд, самым продуктивным будет сочетание группового и индивидуального подхода.

- Владимир Иванович, как часто и подолгу нужно заниматься АФК?
- Очень важно помнить про баланс, нагрузка должна быть равномерной и регулярной. В этом случае регулярность важнее, чем продолжительность. Главное, чтобы между тренировками не было разрыва более четырёх дней.

- К сожалению, не всегда у родителей есть доступ к таким занятиям. Что могут сделать дома сами родителям детей с РАС?
- Я бы советовал использовать любые варианты разнообразных активностей, ввести их в жизнь ребенка на регулярной основе. Прогулки, детские площадки, игровые центры, хорошо, если дома есть спортивный уголок, но и зарядка по утрам уже хорошо, выполнять базовые упражнения можно и без тренера. Старайтесь сделать процесс веселым для ребенка. Ну и сами будьте примером, занимайтесь любой физической активностью. Это и вам будет полезно, и ребенок привыкнет, что спорт и движение – это часть жизни, это привычно, и в какой-то момент, может быть, он сам захочет к вам присоединиться.

- Владимир Иванович, что нужно, чтобы стать тренером по АФК? Что бы вы посоветовали начинающим тренерам?
- Для себя я понял, что самое главное – желание человека. Если есть желание, найдется нужная литература, курсы, сейчас можно даже получить высшее образование по этому направлению. В нашей школе специалисты, работающие с детьми с РАС, получают поддержку поведенческих аналитиков (кураторов и супервизоров), позволяющую повысить включенность детей и результативность занятий. Тренер, конечно, должен владеть методикой и теорией, быть хорошим психологом, но самое главное, он должен любить детей. Тем, кто начинает, я бы советовал акцентировать внимание на способностях ребенка, на том, что ребенок уже умеет, исходя из этого ставить задачи и верить, что ребенок сможет, что у него получится, транслировать это родителям, тьюторам. Будьте креативны, ищите разные способы заинтересовать ребенка, дробите навыки, ищите способы включить нужную мышцу, научить ее работать. Делайте процесс обучения веселым, игровым. Не забывайте о последовательности и структуре.
Если вы работаете с детьми с РАС, важно постоянно напоминать себе, что они просто дети, такие же дети, как все, со своими особенностями, но они есть у всех. Это очень поможет и расставит все на свои места.

- Спасибо вам большое за интервью, и за то, что вы делаете! Успехов вам! До свидания!
- До свидания

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, при участии 
Ассоциации "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ".

Made on
Tilda