Новости и публикации по проекту "Время перемен"

Переходы/Transitions Как снизить тревожность у детей с РАС в условиях школы? Описание кейса


Сегодня мы публикуем подробное описание методического кейса из практики проекта «Время перемен».

В его рамках вы можете увидеть одну из возможных проблем, возникающих у детей с РАС в области социального взаимодействия – проблема «переходов» и как специалисты ресурсной зоны в общеобразовательной школе справляются с ее решением, опираясь на научно обоснованные методы, такие как прикладной анализ поведения.

Мы выражаем огромную благодарность всей команде ресурсного класса - тьюторам, учителю ресурсного класса, а также куратору и супервизору класса, под руководством которых был пройден весь этот нелегкий для ученика с РАС путь.
Повествование ведется от лица специалистов ресурсного класса.

Пример ученика, у которого отмечаются трудности с «переходами» и методология решения.
Цель - Расширение ситуаций, в которых нужно осуществить «переход» в рамках образовательной организации.
В сентябре 2020 года к нам в проект пришёл первоклассникк и вскоре выяснилось, что для него не возможно осуществить «переход» между помещениями школы. При любом изменении в окружающей среде, будь то помещение или педагоги вокруг, ученик демонстрировал нежелательные поведения, такие как: крик, лежание на полу и разбрасывание вещей.

1 сентября 2020 новый ученик практически 100 процентов времени кричал, плакал и ни на то не реагировал! Ему ничего не было интересно. У нас была запланирована активность и как-то через крик, через плач, потому что нельзя подкреплять нежелательное поведение, и отводить его обратно маме, мы в течении 40 мин при помощи визуального расписания выполняли задания, проходили станции, ставили галочки и к концу этих 40 минут, ученик стал успокаиваться. Он стал обращать внимание на визуальное расписание, на галочки. Вот галочек становится меньше и скоро всё закончится. Далее выяснилось, что у данного ученика имеются трудности с изменениями не только в рамках помещения, пространства, среды, но и с изменением взрослых и детей, в общем, ситуации в целом. Если данный ученик попадёт в общеобразовательный класс, то это будет новый виток нежелательного поведения. Выяснилось, что проблема комплексная, а согласитесь, такое не часто встречается?! И это серьёзная преграда на пути обучения и социализации в принципе, а не только в условиях школы.

Первоочередные задачи. Что делать?
1. Визуализация для данного ученика времени пребывания пока что в одном помещении;
2. По согласованию с родителями, уменьшили время нахождения ученика в школе. Ограничили время пребывания – 2 часами, вместо положенных 4-4,5 часов;
3. По согласованию с родителями, на время отложили тестирование и обучение академическим навыкам, а занялись исключительно установлением руководящего контроля. Мы стали работать над тем, чтобы ученик приходил в школу радостно, спокойно доходил до ресурсной зоны, занимался чем-то приятным, минимизировав нежелательное поведение;
4. Поиск мотивации. Ученику ничего не нравилось. Как мы поняли в последствии, это было связано с колоссальным уровнем тревожности;
5. Мы использовали поведенческий импульс 3:1;
6. Закрепили за данным учеником одно определённое, постоянное место в ресурсном классе. А также закрепили за ним одного постоянного инструктора.
В результате были первоначально минимизированы те факторы, которые могут меняться (разные места, разные классы, разные инструкторы, разные учителя), чтобы у ребёнка могли появиться некоторые опоры, дабы в последствии на эти камешки нанести цемент в виде руководящего контроля и построить дальнейшее полноценное образование.

Шаг 1. Установление руководящего контроля
Постепенно ученик стал понимать, что в школе классно, здорово. Здесь есть то, что ему нравится. Любимые Фиксики. В школе ему рады. Нежелательное поведение стало уменьшаться. В рамках мотивационной деятельности (просмотр мультфильма) инструктор стал привносить минимальные требования. Инструктор нажимал на паузу и давал очень простую инструкцию. Ученик ее быстро выполнял и возвращался к просмотру мультика. В этом моменте мы тренировали у ученика сотрудничество. Послушание. И да, сначала, это было большое количество мультиков и минимум инструкций, но в последствии сложность инструкций возросла, а количество мультиков уменьшилось. Мы не форсировали события, смотрели по ученику. Отслеживали его нежелательное поведение.
Также на этом этапе «Руководящего контроля» мы ставили цель, чтобы данный ученик находился вместе с другими учениками из ресурсного класса.
Затем постепенно мы научили ученика находится рядом не только с детьми, но и со взрослыми. Параллельно мы показывали ему фотографии взрослых и знакомили его с ними. Расширяли количество людей, которые могли находится с ним в одном помещении.

Шаг 2. Переход в смежное помещение
Далее мы перешли к расширению границ помещения. Мы стали переходить в смежное помещение, которое есть в ресурсном классе. И всё это при отсутствии, конечно, нежелательного поведения, а также нахождением рядом со сверстниками.

Шаг 3. Выход за пределы ресурсной зоны
Ученик спокойно перемещается по ресурсному классу. Находится и игровой, и в учебной зоне. Увеличилось его время пребывания в школе. Мы стали думать, как же вывести ученика «ЗА ПРЕДЕЛЫ» ресурсной зоны? Помогло общение с родителями, а также первоначальное тестирование, которое мы стали проводить. Ученику нравились карточки с буквами! Мы расположили карточки с буквами рядом со входом в ресурсную зону, и ученик собрал эти карточки и довольный побежал смотеть Фиксиков. Далее мы постепенно увеличивали расстояние и количество карточек по две, три, пять и ученик вскоре спокойно стал выходить в коридор.

Шаг 4. Расширение «переходов»
Иногда доступ к мотивации пересиливает проблему, связанную с «переходами» и так случилось в нашей ситуации. Желанная сосиска в тесте оказалась тем инструментом, который вывел ученика за пределы привычной ресурсной зоны! Он очень хотел съесть сосиску, но увы, она была в Столовой. За пределами ресурсной зоны, за пределами коридора. Абсолютно новое помещение! И ученик, опираясь на уже выработанные внутренние ресурсы поддержки, смог преодолеть свою тревожность и расширить «переходы». Преодолеть несколько коридоров, войти в новое незнакомое помещение, чтобы добраться до неё! Сосиска! Победа!

Шаг 5. Введение правил
После этого события, мы стали использовать картинку с сосиской, которая была разрезана на кусочки. Ученик в рандомно-временном промежутке получал кусочек картинки, собирал её и шёл в буфет за долгожданным призом! Потом мы перешли на буквы. Ученику необходимо было отыскать буквы, которые были мотивационные сами по себе и составить слово «Буфет». Конечно, буквы давались за выполнения заданий и всегда оказывались в разных уголках помещения. После чего он также отправлялся за своим призом. Здесь и игра, и момент непредсказуемости, и отработка различных навыков.
* Усложнение визуальной поддержки. Добавили карточку с новым помещением «Столовая». Добавили карточку «Сосиска». Визуальная поддержка была в понятной и доступной ученику форме.
* Увеличение времени пребывания в школе.
* Занятия с другими взрослыми. Ученик понял, что руководящий контроль есть у всех взрослых.
* Буфет один раз в день.
Что ещё? Дополнительные бонусы.
Адаптация к переходам помогла ученику в расширении и увеличении количества просьб. Так в сентябре для просьбы он использовал только одно слово, к февралю его просьбы состояли из 3 слов! Количество просьб в день, за 4,5 часа доходило до 125-170! Родители тоже это отметили. Расширение речи с разными людьми, в разных помещениях, при разных условиях. Поведение «кричать» ещё остаётся, но его гораздо меньше, что доказывает эффективную стратегию, которой мы придерживаемся.
На что важно обратить внимание
Во-первых, наблюдать. Не бегите сразу помогать, сразу подсказывать. Посмотрите, что будет ученик делать.
Во-вторых, сбор данных.
В-третьих, их анализировать.
Тогда вы сможете создать максимально эффективную стратегию.
Что дальше?

Результат на апрель 2021
Ученик смог подняться на второй этаж в общеобразовательный класс! И пусть там пока присутствовал только учитель, динамика результатов подтверждает правильность выбранной стратегии работы с переходами.

СУПЕРНОВОСТИ на конец учебного года!
Ученик уже посещает уроки технологии и ИЗО в регулярном классе на протяжении всего времени урока. Также все перемены проводит в рекреации вместе со сверстниками.

P.S. Если Вы знаете одного ученика с РАС, то вы знаете одного ученика с РАС. Поэтому имейте в виду, что стратегии, которые доказали свою эффективность с одним учеником с РАС не всегда могут тождественно отразится на другом. Помните об этом. Ваш путь будет уникальным, у вас всё получится! Терпение и кропотливый труд!

Подробно о проблеме переходов мы говорили на вебинаре "Изменения под контролем - как снизить тревожность у детей с РАС в условиях школы", запись которого доступна на YouTube-канале по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=LUHQMAPNPK0&t=602s

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Made on
Tilda